Для исправления просадок пути требуется всего лишь один вид геодезических работ — определение величины вертикальной деформации пути.
Величину видимой просадки определяют, пользуясь визирками (рис. 91) или специальным оптическим прибором — визиром с мишенью.
Потайные просадки измеряют обычно мерными клиньями или специальными приборами, фиксирующими величину потайной просадки под шпалой в момент прохода подвижного состава.
Для определения величины видимой просадки пути выбирают на головке рельса менее просевшей рельсовой нити две точки А и В (рис. 92), положение которых на глаз не должно иметь каких- либо отступлений в профиле и плане:
Далее в точках А и В (на головке рельса) устанавливают визирки №1 и №3 (нераздвижные).
При помощи раздвижной визирки №2 определяют величину видимой просадки Δ h в точках 1, 2, 3 и т.д. пути, переставляя ее через шпалу в интервале от точки А до точки В.
Если в этих же точках произвести дополнительно промер пути по уровню, величина просадки на противоположной (более просевшей) рельсовой нити определится как:
где:
Δ h — величина просадки в данной точке пути на менее просевшей рельсовой нити;
Δ hш — величина понижения более просевшей рельсовой нити, определенная по уровню шаблона в той же точке пути.
На пропущенных шпалах величина просадки пути определяется как среднее из просадок на соседних шпалах.
Оптический визир с мишенью
Более удобным прибором в работе является оптический визир с мишенью, который, подобно визиркам, устанавливается на головку рельса менее просевшей рельсовой нити в точках А или В. Расстояние между этими точками не должно быть более 35 м.
Поворотом трубы в вертикальной плоскости наводят горизонтальную нить визира, установленного, например, в точке А на нулевое деление мишени, установленной в точке В.
Затем, переставляя мишень через шпалу, читают в трубу величину просадки.
Мерный клин
Измерение потайных просадок с помощью мерного клина ведется в следующем порядке.
Сначала потайные просадки отыскивают путем простукивания концов шпал штангой с грушевидным наконечником.
Затем идут с промером величины потайных просадок, для чего у концов каждой отмеченной при простукивании шпалы отрывают балласт и в просвет между нижней постелью шпалы и поверхностью балласта подводят клин (рис. 93):
Величину потайной просадки пишут мелом на шпале.
При измерении потайных просадок необходимо следить за тем, чтобы шпалы плотно прилегали к подкладкам, а последние — к подошвам рельсов.
В противном случае на всех провисших шпалах необходимо предварительно выправить подкладки, добить костыли с подвеской шпал и только после этого производить отрывку концов шпал и измерение потайной просадки.
Для определения величины потайной просадки в момент прохода поезда пользуются прибором Обухова или методом Темрюка.
§