К больным местам земляного полотна относятся обычно участки пути с наличием балластных корыт, просадок, осадок, сплывов, обвалов, оползней (сдвигов), расползаний, подмывов, пучин и т.д.
Надзор осуществляется, как правило, путем осмотров и систематических измерений методами геодезии величин деформаций, происходящих на участках больного земляного полотна.
Виды геодезических работ при наблюдении
По наблюдению за деформациями земляного полотна выполняются следующие виды геодезических работ:
создание основы для производства измерений и съемки подробностей ситуации;
периодические измерения, связанные с определением величины деформации земляного полотна;
съемки подробностей ситуации.
Виды деформаций земляного полотна
Балластные корыта
Балластные корыта — весьма распространенный вид деформации земляного полотна. Основой для наблюдения за их развитием служит магистраль (теодолитный ход вдоль оси пути) с разбитыми к ней поперечниками на всю ширину земляного полотна.
На этих поперечниках и вдоль оси пути устраиваются шурфы или буровые скважины для определения глубины балластного корыта, ложа или грязевого мешка.
В зависимости от конфигурации балластного корыта расстояния между поперечниками с шурфами или буровыми скважинами могут доходить до 12,5 м и даже менее. Число скважин на каждом поперечнике устанавливается в зависимости от числа путей и конфигурации балластного слоя.
Согласно разработанной еще в 1933 г. Министерством путей сообщения методике по промеру балластного слоя и обследованию больных мест буровые скважины на однопутном участке должны располагаться по поперечному сечению полотна в трех местах, из них две по концам шпал и одна на оси пути.
На двухпутных участках предусмотрено шесть скважин, из которых четыре находятся по концам шпал и две по осям пути.
Практика показывает, что обследование больных мест земляного полотна по такой схеме приводит нередко к ложным показаниям мощности балластного слоя и, следовательно, наличия и размеров балластных корыт.
Приведенные на рис. 58 схемы размещения буровых скважин, разработанные Донецкой дорогой, по нашему мнению, в большей мере отражают специфику работ по обследованию земляного полотна.
Здесь уже полностью или почти полностью исключается возможность ошибки при определении наличия и глубины балластного корыта.
Паспорт
Промер балластных корыт на больных объектах земляного полотна производится, как правило, не реже двух раз в год (весной и осенью) с занесением результатов промеров в специальную карточку «Паспорт деформирующегося земляного полотна».
К паспорту должен быть приложен план больного места земляного полотна, составленный по материалам съемки, и перечень всех проведенных организационно-технических мероприятий по его стабилизации.
§