Инструментальная съемка кривых методом И. В. Гоникберга

Реестр кадастровых инженеров на карте

Съемка железнодорожных кривых по методу И. В. Гоникберга производится при помощи:

  • стальной 20-м ленты;

  • теодолита (с точностью отсчета по верньерам вертикального и горизонтального кругов 1′ или 30″);

  • двух башмаков, устанавливаемых в вершины углов на головку рельса для визирования (рис. 33, б);

  • специально оборудованной нивелирной рейки, обычно 3-м длины (рис. 33, а и в).

приспособление 3-м нивелировочной рейки для чтения стрел f (положение при съемке левой кривой)

башмак и рейка для съемки кривых

Чтобы снять положение кривой в плане, последнюю предварительно разбивают стальной лентой на отрезки по 20 м («двадцатки»).

Разбивка кривых на «двадцатки» при натурной проверке плана и профиля и съемке для составления проектов капитального и среднего ремонта пути ведется, как правило, одновременно с разбивкой пикетажа.

При разбивке кривой на «двадцатки» ленту укладывают вдоль оси пути на расстоянии 762 мм от рабочей грани головки рельса упорной нити кривой.

Концы этих отрезков («двадцаток») закрепляют вертикальной чертой, наносимой мелом или масляной краской, с внутренней стороны рельса упорной нити кривой.

Разбивку пути на «двадцатки» необходимо начинать и заканчивать на прямых участках на расстоянии не менее 40—60 м от видимого начала или конца кривой.

Короткие прямые вставки (до 100—120 м) между смежными кривыми разбивают на «двадцатки» непрерывно на всем их протяжении (рис. 34):

разбивка пути на «двадцатки» при коротких вставках между смежными кривыми

Пикет на «двадцатках» обычно не указывается, так как он легко может быть установлен по ближайшему пикетному знаку.

После разбивки кривой на «двадцатки» в точках I, II, III и т.д. (рис. 35):

съемка кривой по методу гоникберганазначают на оси головок рельсов упорной нити вершины углов поворота хорд, от которых производят съемку кривой.

В зависимости от величины радиуса существующей кривой расстояние между вершинами углов поворота целесообразно назначать в соответствии с табл. 6:

расстояние между вершинами углов поворота

Чтобы вершины углов поворота могли сохранять плановое положение в течение длительного времени, необходимо сделать вынос их на обочину земляного полотна и закрепить рельсовыми рубками или металлическими штырями.

При съемке кривой выполняют следующие виды работ:

  1. измерение горизонтальных углов и стрел изгиба;

  2. привязку подробностей путевой ситуации к оси пути.

Для измерения горизонтальных углов и стрел изгиба кривой теодолит устанавливают сначала в вершине угла I, тщательно центрируя его над серединой головки рельса.

Затем измеряют угол β¹ одним полным приемом, т.е. двукратным измерением угла при положении вертикального круга справа (П) и слева (Л) относительно трубы.

§

Рубрика статьи: Геодезия

Поделиться: ...