Пример расчета кривой — часть 2. Геодезические работы

Реестр кадастровых инженеров на карте

Продолжаем тему начатую в предыдущей статье: в пределах круговой кривой в графу 6 выписывается расчетная величина стрелы:
расчетная величина стрелы

Чтобы не усложнять арифметических действий, величина стрелы выписана с округлением до целых миллиметров (68). Во избежание недостатка в сумме стрел величина стрел на делениях 8, 11, 14 к т.д. увеличена на 1 мм.

Итог графы 6 должен быть равен итогу графы 3.

Против каждого деления графы 7 выписывается алгебраическая сумма всех предыдущих стрел, включая и стрелу этого деления, так же, как это делалось в графе 4.

В графе 8 подсчитывается алгебраическая разность величин граф 4 и 7 применительно равенству (III. 35 а):

величина сдвижки h

Итог графы 8 должен быть равен нулю; сумма положительных величин должна равняться сумме отрицательных величин.

Это обычно сразу не получается и необходимо делать уравнивание, руководствуясь следующим: при положительном итоге графы 8 нужно увеличить стрелы начальной переходной кривой и уменьшить конечной переходной кривой; при отрицательном итоге поступают наоборот.

Если бы мы, например, увеличили в графе 6 на единицу (1 мм) стрелу деления 3 и уменьшили на единицу стрелу деления 43, то величины сумм графы 7 в пределах делений с 3 по 43 увеличились бы тоже на единицу, а результаты графы 8 в этих пределах уменьшились бы на единицу.

Тогда итог графы 8 был бы отрицательным и по абсолютной величине равнялся 40 единицам, т.е. числу делений между измененными стрелами.

Если бы изменение этих стрел было сделано наполовину единицы (0,5 мм), то итог графы 8 уменьшился бы на 20 единиц.

В графу 9 выписываются суммы предыдущих значений графы 8. Суммы записываются на одну строку ниже, как это делалось при заполнении графы 5.

Удвоенные результаты графы 9, которые выписывают в графу 10 представляют величины сдвижек в каждом делении кривой.

При отрицательных значениях сдвижек путь нужно смещать внутрь кривой к центру, при положительном значении сдвижек — наружу кривой от центра.

В разобранном примере расчета кривой не было предъявлено ограничений для величин сдвижек и они определены из условия минимальной рихтовочной работы.

Если, предположим, путь в делении 26, где имеется металлический мост отверстием 8,5 м, требуется оставить на месте, то расчетные данные табл. 10 не удовлетворяют такому условию, так как по ним нужна сдвижка этого деления наружу кривой на 170 мм.

Подобрать кривую одного радиуса с одинаковыми переходными кривыми, чтобы она проходила через одну заданную точку, нетрудно.

Для этого случая расчетная длина круговой кривой, проходящей через заданную точку определяется по формулам:

Подставляя в формулу соответствующие величины (при b =

= 26 делениям), найдем:

Определение сдвижек для такого варианта указано в табл. 10 (в предыдущей статье). Расчет сдвижек произведен по разностям натурных и проектных стрел.

Сопоставляя графы 10 и 15, видим, что рихтовки в варианте увеличились и являются почти односторонними. Возможность такой выправки кривой следует установить по натурному состоянию зазоров, подсчитав компенсируется ли удлинение или укорочение рельсовой нити за счет изменения величины зазоров.

Величину общего удлинения или укорочения рельсовой нити при рихтовке можно определить по формуле:

величина общего удлинения или укорочения рельсовой нити при рихтовке

или 3,5 мм на одно 12,5-м звено.

Расчет составных кривых, а также кривых примерно одного радиуса, но имеющих более одной фиксированной точки, производится последовательно по частям. При разбивке кривой на части пользуются формулами (III. 25) и (III. 26).

§

Рубрика статьи: Геодезия

Поделиться: ...