Съемка поперечных профилей земляного полотна производится на всех пикетах и плюсах, указанных пикетажистом при натурной проверке плана и профиля и съемках для капитального и среднего ремонта пути, а также при обследовании земляного полотна и водоотводных сооружений на участках больных мест.
Основой для съемки поперечников служит пикетаж по оси пути и отметки головок рельсов в точках разбивки их.
Разбивка поперечников производится, как правило, под углом 90° к оси пути. В кривых участках пути положение поперечника определяется как перпендикуляр к середине хорды. За ось поперечника, т.е. за начало промеров, принимается ось существующего пути.
Длина поперечника в каждую сторону от оси пути должна быть такой, чтобы последняя точка его находилась за полевой гранью последнего водоотводного сооружения земляного полотна не ближе 5 м и во всяком случае не менее 20 м от подошвы насыпи или бровки выемки.
Разбивка поперечника
Для разбивки поперечников на перегоне применяются обычно простейшие угломерные инструменты — гониометр или эккер.
Поперечники длиной более 50 м на перегоне и на станции разбивают теодолитом. Для измерения расстояний применяется стальная 20-м лента, а на линиях с автоблокировкой — тесьмяная рулетка или трос Лукерьина.
При разбивке поперечника эккером сначала в точке А (рис. 27):
строят прямой угол и вешат линию AD с одной стороны оси пути, а затем тем же порядком — линию AM с другой стороны.
Если разбивка поперечника производится гониометром или теодолитом, то ориентируют инструмент по внутренней грани головки рельса, затем, повернув алидаду на 90°, устанавливают вешки в створе коллимационной плоскости гониометра или визирной оси трубы теодолита.
Разбивка створа
Для разбивки створа на другой стороне пути достаточно повернуть алидаду инструмента на 180° или трубу теодолита через зенит.
Вешение линии ведется таким же образом, как и при разбивке створа эккером. Промер расстояний между характерными точками поперечника и нивелировку их производят одновременно, поскольку промежуточные точки поперечника ничем не закрепляются.
Закрепление точками и сторожками производят только конечных точек поперечника.
Кроме того, для восстановления направления створа устанавливают еще один сторожок на расстоянии 5 м от каждой крайней точки поперечника.
Съемка точек поперечника
Съемку точек поперечника (промер расстояний и нивелировку) производят следующим образом. Воткнув шпильку в шпалу или балласт на оси пути, надевают на нее конец ленты и укладывают последнюю по направлению разбитого створа так, чтобы она была хорошо натянута и горизонтальна.
В это время пикетажист определяет расстояние по ленте (с точностью до 0,1 м) от оси пути до характерной точки, указывает реечнику место установки рейки и записывает в пикетажном журнале***, где расположена точка и расстояние до нее от оси пути.
***Пикетажный журнал для съемки поперечников составляется только при съемке больных объектов земляного полотна.
Фиксация в нивелировочном журнале
Одновременно с пикетажистом нивелировщик записывает в нивелировочном журнале, табл. 5:
те же характерные точки поперечника и отсчеты по рейке в этих точках, пользуясь следующими сокращенными обозначениями:
В нивелировочном журнале указывают также номер пикета и плюса для каждого снимаемого поперечника и сторонность его относительно оси пути.
При нивелировании точек поперечника рейку устанавливают везде на грунт, за исключением головки рельса и крайней закрепленной точки.
Съемка поперечных профилей на станциях принципиально ничем не отличается от съемки их на перегоне. Разница состоит лишь в том, что в этом случае уделяется больше внимания точному замеру междупутий (до 0,01 м) и берутся отметки головок рельсов всех путей.
§