Съемка кривых методом измерения стрел изгиба

Реестр кадастровых инженеров на карте

Более простой и менее трудоемкой является съемка железнодорожных кривых по методу стрел изгиба. Преимущества этого метода обусловили его широкое применение всеми путейцами.

При этом методе съемки достигнута сравнительно высокая точность определения элементов кривой, включая общий угол поворота, и величины сдвижек для выправки кривой. Точность съемки кривой зависит главным образом от правильного измерения величин стрел изгиба.

Конструкция применяемых для этой цели приборов должна максимально гарантировать от возможных случайных погрешностей в измерениях.

Здесь не дается описания съемки кривых прибором инж. А. Т. Крагеля или струбциной О. П. Ершкова и не повторяются рекомендации, изложенные в «Наставлении по расчету выправки железнодорожных кривых», изданном Главным управлением путевого хозяйства МПС в 1950 г.

Ниже рассмотрены кратко особенности съемки стрел изгиба при помощи изображенных на рис. 37 шаблонов, примененных в Гипропромтранстрое Главтранспроекта.

Съемка стрел

Для съемки стрел требуется один комплект шаблонов, состоящий из двух шаблонов для фиксирования кондов хорды в точках деления кривой и одного шаблона для измерения стрелы изгиба.

Первые два шаблона одинаковы по устройству и один является зеркальным изображением другого.

Каждый шаблон состоит из деревянной рейки прямоугольного сечения и металлической пластинки, прикрепленной к этой рейке. Концы реек и металлические пластинки имеют вырезы и отделку соответствующего назначения.

В металлических пластинках шаблонов № 1 и 2 имеются на расстоянии 15 мм от линии контакта с рельсом отверстия диаметром 0,8—1 мм для пропуска нити, концы которой наматываются и закрепляются на выступах («пальцах») деревянных реек.

Для удобства закрепления нити в этих «пальцах» просверлено по два отверстия диаметром 2 мм; одно из них расположено против отверстия в металлической пластинке, но смещено в сторону на 2 мм (центр).

Такое смещение должно обеспечивать прикасание нити, натянутой во время съемки стрел, к стенке отверстия металлической пластинки со стороны оси пути. Поэтому нить из отверстия металлической пластинки сразу продевается в отверстие «пальца» и только потом на него наматывается и закрепляется во втором его отверстии расклиниванием.

Во избежание порчи нити, ее перетирания края отверстий должны быть закруглены.

На противоположном конце шаблонов № 1 и 2 прибиты накладки толщиной 2 см с криволинейным (радиуса 60 мм) очертанием внешнего конца. Имея такие накладки, шаблоны могут быть с незначительной косиной заклинены между головками рельсов внутри колеи при различных ее уширениях.

Благодаря такому заклиниванию шаблона обеспечивается надежный контакт с рельсом в размеченных точках и неизменное положение концов хорды (нити) при измерении стрел.

Точность установки отверстий для нити относительно рабочей грани рельса достигает 0,1 мм; рельс в месте прикасания шаблонов должен быть очищен от грязи.

В шаблоне № 3 сделан вырез в конце рейки с прямоугольным скосом, так как шаблон должен устанавливаться перпендикулярно к рельсу. Кроме того, металлическая пластинка вставлена в вырез посередине рейки, а не сбоку.

Измерительная металлическая линейка с миллиметровыми делениями прикрепляется к шаблону № 3 шурупами так, чтобы ее нулевой штрих отстоял от линии контакта с рельсом на:

где 15 мм — расстояние центра отверстия для нити

на шаблонах № 1 и 2 и:

где d — диаметр этих отверстий. Для отсчета отрицательных стрел может в крайнем случае служить приклеенная полоска миллиметровой бумаги.

Показанный, ранее в статье, на рис. 37 справа движок для отсчета величин стрел используется при больших возвышениях наружного рельса и больших стрелах изгиба, что бывает при съемке точек кривой через 20 м с хордой 40 м. Обычно же движок используется редко.

Движок весьма легко изготовляется из алюминиевой пластинки толщиной 1 мм.

Описанные выше шаблоны могут быть изготовлены в мастерской дистанции пути.

§

Рубрика статьи: Геодезия

Поделиться: ...