Измерение угла одним приемом

Реестр кадастровых инженеров на карте

Измерение угла одним приемом ведется следующим образом:

  1. форма и пример заполнения журнала для съемки кривыхпри круге П наводят центр сетки трубы теодолита на низ башмака, установленного на головку рельса в точке ПК9 (на прямой).

    В этом положении инструмента берут отсчеты по обоим верньерам горизонтального круга (лимба) и записывают их в журнал для съемки кривых (табл. 7).

    По первому верньеру берут обычно градусы, минуты и секунды, а по второму — только минуты и секунды;

  2. открепив алидаду, трубу теодолита наводят на башмак в точке II (ПК 11) сначала грубо, рукой, затем точно микрометренным винтом алидады и вновь производят отсчеты, как указано выше;

  3. вычисляют среднее из числа минут по обоим верньерам;

  4. вычисляют угол β¹ как разность отсчетов двух направлений по формуле (II. I);

  5. для уменьшения влияния систематической ошибки инструмента производят сдвижку лимба примерно на 90°, трубу переводят через зенит и повторяют измерение угла при круге Л;

  6. вычисляют величину угла при круге Л, т. е. во втором полуприеме;

  7. если результаты двойного измерения угла отличаются на величину не более двойной точности верньера, вычисляют среднее арифметическое, в противном случае все измерения повторяют.

Значение угла, соответствующего повороту каждого последующего визирного луча по отношению к предыдущему, определяется по формуле:

значение угла, соответствующего повороту каждого последующего визирного луча по отношению к предыдущему

или:

Для контроля измерений горизонтальных углов необходимо делать замыкание кривой, т.е. измерять углы φ1 и φ2, как указано на рис. 35:

съемка кривой по методу гоникбергаОпределив значение α1 измеряют и записывают в журнал детальной съемки кривых величины стрел изгиба f1, f2 и т.д.) кривой по направлению луча I—II.

Запись отсчетов по рейке при измерении стрел изгиба кривой с каждой станции производится дважды, т.е. в прямом и обратном направлениях.

За окончательное значение стрелы изгиба кривой в каждой точке принимается среднее из двух измерений.

Для измерения стрел последовательно в каждой точке (т.е. «двадцатке») кривой укладывают горизонтально нивелирную рейку на головку рельса и по ней (при покачивании ее в горизонтальной плоскости), пользуясь вертикальным волоском сетки нитей трубы теодолита, берут наименьший отсчет — стрелу изгиба кривой (см. рис. 33, а):

приспособление 3-м нивелировочной рейки для чтения стрел f (положение при съемке левой кривой)

Закончив работу в точке I, теодолит переносят в точку II, а башмаки — в точки I и III.

В точке II указанные действия снова повторяют, т.е. измеряют угол β2, определяют α2 и производят запись стрел кривой по направлениям лучей II—I (назад) и II— III (вперед).

Так ведут съемку всей кривой.

Кроме длинных одиночных кривых, в практике съемочных работ могут встретиться случаи, когда снимаемые кривые находятся близко друг к другу.

Если прямая вставка между кривыми, направленными в одну или разные стороны, около 100 м, то съемку ведут непрерывно, назначая стоянку теодолита на ближайшей к ее середине «двадцатке».

Измерение углов поворота и стрел изгиба кривых в этом случае ведется так, как указано на рис. 36, а и б:

съемка кривых s-образной формы и направленных в одну сторону

Створы вех, выставляемые по теодолиту, служат в данном случае не для определения направления прямых вставок, а для измерения углов поворота кривой.

Съемка составных кривых

Съемка составных кривых ведется так же, как и одиночной кривой большой длины.

Привязка подробностей ситуации к оси пути производится обычно для того, чтобы знать, какие места пути в кривой являются наиболее «узкими» с точки зрения габарита и размеров поперечного сечения земляного полотна.

Привязке к оси пути в пределах снимаемой кривой подлежат:

  • бровка земляного полотна; опоры контактной сети;

  • постоянные сигнальные знаки (семафоры, светофоры, предупредительные диски и т.д.);

  • оси смежных путей; кордонные камни малых мостов;

  • переезды, стрелочные переводы; пассажирские платформы и другие сооружения, положение которых определяет возможные размеры сдвига кривой при расчете ее рихтовок.

Описанная ранее съемка железнодорожных кривых по методу И. В. Гоникберга является трудоемкой, особенно при работах на грузонапряженных линиях с большими скоростями движения поездов, когда для безопасности работ необходимо принимать специальные меры.

§

Рубрика статьи: Геодезия

Поделиться: ...