Газовая цементация стали осуществляется путем нагрева и выдержки деталей в присутствии газообразного карбюризатора — смеси газов, содержащих в своем составе СН4 (метан) или СО (окись углерода).
Для этой цели используют генераторный, светильный, природные газы и продукты пиролиза (разложения) керосина.
В последнее время нашла широкое применение цементация газами, получаемыми из бензола и различных масел, вводимых прямо в печь по каплям.
Детали загружают в печи (непрерывного действия), в которые вводят цементующие газы.
При нагреве окись углерода и метан разлагаются, образуя активный (атомарный) углерод. Продолжительность процесса газовой цементации меньшая, чем цементации твердым карбюризатором, так как нагрев и охлаждение производятся со значительно большими скоростями, чем это можно осуществить в цементационных ящиках.
Кроме этого, газовая цементация имеет ряд других преимуществ: возможность точного регулирования процесса цементации путем изменения состава цементующего газа, отсутствие громоздкого оборудования и угольной пыли и возможность производить закалку непосредственно из печи. Процесс газовой цементации более экономичен.
Более совершенным и экономически выгодным является способ газовой цементации при нагреве токами высокой частоты.
Нагрев деталей при этом способе осуществляется в муфеле, обогреваемом индуктором.
Цементация проводится при температурах 1050—1080°.
Скорость цементации увеличивается в 8— 10 раз по сравнению с газовой цементацией в электрических печах.
Этот способ цементации разработан и внедрен на Московском автомобильном заводе им. Лихачева для цементации шестерен автомобиля.
Внедрение нового скоростного способа газовой цементации снизило стоимость обработки шестерен на 25—40%.
Цементации подвергаются детали, работающие одновременно на истирание, удар или изгиб, такие, например, как зубья шестерен, поршневые пальцы и т.д.
§