На однопутных линиях на каждой такой секущей располагается три репера (рис. 40, а): два на бровке полотна с внешней стороны кривой и один — на бровке полотна с внутренней стороны.
На двухпутных линиях, кроме реперов, на внешней обочине один репер ставится на оси полотна в междупутье (рис. 40, б).
Расположение на каждой секущей трех реперов облегчает контроль за неизменностью расположения реперов поперек пути, так как они должны все стоять в створе секущей.
Длина этих секущих будет зависеть от ширины полотна и радиуса кривой и составляет от 110 м при радиусе 300 м и до 300 м — при радиусе 2 000 м.
Сама установка реперов производится независимо от состояния пути в момент установки. Наоборот, реперы после их установки и обмера пути служат для выправки неправильного пути и в дальнейшем служат для производства быстрого контроля за состоянием пути в любой момент.
Обмер пути производится аналогично способу Гоникберга, как это описано в предыдущих статьях.
Для промеров ординат, которые будут располагаться от секущей то в одну, то в другую сторону, рейка должна иметь отделку нулевого конца, как показано на рис. 33, в.
Установка реперов
Реперы нужно ставить постоянного типа и так отделать верх их, чтобы они могли служить как плановой, так и высотной опорной точкой.
В простейшем случае, впредь до выработки стандартного репера, можно рекомендовать заделывать в бетон рельсовые рубки на глубину промерзания, чтобы верх их был ниже головки рельса не менее как на 500 мм.
Чтобы обеспечить доступ к реперу в междупутье, над ним на высоту балластного слоя ставится отрезок трубы диаметром 15—20 см с крышкой. Перед проходом балластера отрезок трубы снимается.
Верх рельса должен быть сделан выпуклым для установки на нем нивелирной рейки и шаблона.
В центре репера нужно высверлить дрелью отверстие диаметром 1,5 — 2 мм и в этом отверстии расчеканить алюминиевую проволоку, что позволит легко отыскать его.
Чтобы над репером можно было установить и центрировать теодолит, надо репер ставить на обочине на расстояние от рельса не ближе 2 м.
После разбивки на «двадцатки» производится тщательное измерение углов теодолитом с точностью верньера 30″ одним полным приемом, а вслед затем, не снимая теодолита, производят у каждой «двадцатки» обмер ординат (стрел изгиба рельса).
В отличие от описанного ранее способа Гоникберга здесь стрелы будут иметь знаки: отрицательные — при отсчете по рейке на участке, где линия визирования проходит с внешней стороны упорной нити, и положительные — при отсчетах по рейке внутри кривой.
На каждой вершине угла эти отсчеты производят как по секущей назад, так и вперед по ходу, так что все стрелы изгиба будут проверены по два раза, что делается для контроля и уточнения измерений. Нужно также обязательно измерять у «двадцатки», расположенной вблизи вершины угла, ординаты как от одной, так и от другой секущей, сходящихся у этой вершины.
Установка реперов на отрезках прямых, секущих кривую, имеет следующие преимущества:
число реперов уменьшается в 1,5—2 раза;
упрощается контроль за неизменностью положения реперов;
точки для контроля положения пути можно иметь чаще (через 20 или 10 м, а не через 40—50 м), не увеличивая числа реперов;
теодолит устанавливается не на оси пути, а на бровке, что позволяет не снимать его при проходе поездов и улучшает условия безопасности работ.
После окончания обмера пути начинаются подсчеты, совершаемые по той же схеме, как при обмере по способу Гоникберга.
§