Разбивка и закрепление осей малых искусственных сооружений

Реестр кадастровых инженеров на карте

Работы по разбивке искусственных сооружений, расположенных на оси существующего ж.-д. пути и на проектируемом обходе, почти не имеют различия.

В обоих случаях необходимо прежде всего проверить и восстановить правильное положение оси пути.

При варианте, когда сооружение расположено на прямой пути, действуют следующим образом.

На расстоянии не менее 200 м от сооружения в одну и другую стороны выбирают участки хорошо отрихтованного пути и устанавливают на оси пути одного участка теодолит, а на оси пути другого участка — веху.

Затем теодолит наводят на веху и по вертикальной нити провешивают ось пути, устанавливая вехи «на себя», т.е. приближая их установку постепенно от начальной вехи к теодолиту.

Две из этих вех нужно поставить вблизи искусственного сооружения по обе его стороны так, чтобы с них была видна любая точка поверхности земли в пределах намеченного проектом места расположения сооружения.

Опорными точками для разбивки сооружения на прямом участке обхода должны служить точки углов поворота.

Чтобы разбить и закрепить ось сооружения, совпадающую с осью пути, в пониженных местах его расположения, т.е. спроектировать ее на местность, необходимо теодолит перенести на место установки одной из этих вех и, ориентировав его на удаленную веху на оси пути, обозначить затем вехами положение оси сооружения по всей пониженной части.

Если ближайшего к теодолиту берега не видно, то теодолит надо переставить на место вехи, расположенной на противоположном берегу, и повторить вышеописанную разбивку.

После разбивки продольной оси сооружения разбивают положение поперечной оси. Она определяет собой расположение сооружения на железнодорожной линии.

Это положение указано в проекте сооружения:

  • если сооружение возводится на перегоне, то положение его указано по пикетажу линии;

  • если же оно сооружается на станционных путях, то чаще всего его положение указывается относительно оси станции.

По этим данным с помощью стальной ленты откладывают расстояние от ближайшего пикета или иной указанной в проекте прочно закрепленной точки и забивают кол.

На этой точке устанавливают эккер или теодолит, центрируют, ориентируют по оси пути и отбивают прямой угол по обе стороны от оси пути. Направление оси обозначают вехами.

Если в проекте угол не 90°, то эккер использовать нельзя и нужный угол откладывают теодолитом или гониометром. Этим заканчивается разбивка осей сооружения.

Оси обычно закрепляют свайками диаметром 10—12 см, забитыми в землю ручной бабой на глубину около 0,7 м или столбами, вкапываемыми на глубину около 1 м. Такие столбы устанавливают по одному или по два в каждом конце продольной и поперечной оси.

Один из этих столбов можно сделать высотным репером. При этом, если постройка моста продлится более года или разбивка делается осенью для работ будущего года, то репер нужно закопать на 0,25 — 0,50 м ниже глубины промерзания грунта.

Кроме того, в нижнем конце репера надо врезать и прибить две взаимно перпендикулярные планки, препятствующие выпиранию репера из земли при промерзании верхних слоев грунта.

Ось

Для того чтобы на столбах, закрепляющих ось, положение последней закрепить точнее, следует сначала вместо вех, указывающих направление осей, забить небольшие колышки или воткнуть в землю шпильки от ленты.

Затем на расстоянии 2 м от этих шпилек надо забить в землю четыре колышка, расположенных по концам двух прямых, пересекающих шпильку, протянуть между ними попарно проволоку через шпильку и закрепить положение проволок либо гвоздиками, либо зарубками на кольях.

Убрав затем проволоки и шпильку, забивают вместо последней свайку или выкапывают яму для установки столба.

Когда свайка забита или установлен столб, натягивают через зарубки на кольях снова проволоки и в точке их пересечения забивают в столб гвоздь или делают зарубку.

Можно еще рекомендовать забивку вровень с поверхностью земли около каждого столба на расстоянии 1 м в сторону сооружения (или от него, в зависимости от условий сохранности) по направлению оси сооружения еще отрезков железной трубы диаметром 2—2,5 см, длиной 0,5—0,7 м для контроля на случай повреждения столбов в процессе строительных работ.

В целях предохранения от повреждения столбы следует окрасить в белый или красный цвет и оградить. Если грунт скалистый, то вместо установки столбов расчищают и выравнивают поверхность скалы в точке оси, зубилом вырубают две перекрещивающиеся наточке канавки, а иногда еще вокруг точки кружок диаметром 10—20 см.

Канавки и кружок закрашивают масляной краской.

Если сооружение расположено на кривой

Если сооружение расположено на кривой, то прежде всего проверяют кривую путем повторной разбивки ее.

Для этого нужно сделать обмер, расчет и выправку кривой, если разбиваемое сооружение будет построено на существующем пути.

Если же сооружение запроектировано на участке, расположенном по кривой, где рельсового пути в момент разбивки нет, то нужно сделать разбивку кривой от тангенсов способом ординат либо способом углов.

Для этого прежде всего надо провешить направления прямых, примыкающих к кривой, найти точку пересечения их и измерить угол поворота теодолитом.

Затем по указанному в проекте радиусу кривой и длинам переходных кривых сделать основную и детальную разбивку кривой через 10 м.

разбивка оси моста на кривой

После этого промерами лентой по оси кривой назначают точку С (рис. 101) расположения поперечной оси моста в соответствии с проектом.

От этой точки разбивают в строго одинаковом от нее расстоянии еще две точки А и В так, чтобы они оказались вне пределов работ. Между точками А и В провешивают прямую линию и находят ее середину С1.

Если теперь в этой точке восстановить перпендикуляр эккером или теодолитом, то он должен пройти через ранее поставленную точку С, и этот перпендикуляр будет поперечной осью моста.

Поперечную ось продолжают в обе стороны от продольной оси моста и обозначают вехами или шпильками в точках D и Е вне пределов работ.

Затем все четыре точки A, В, D и Е на прямолинейной оси моста закрепляют столбами, свайками или зарубками на скале.

Детальная разбивка опор моста обычно производится от прямолинейной оси АВ. Если по местным условиям это потребуется, можно разбить еще вспомогательную прямолинейную осьA1 B1 вне пределов работ и детальную разбивку вести также относительно нее.

Положение центров отдельных опор малого моста на кривой устанавливают от прямолинейной оси способом координат. Если все пролеты одинаковы, то становятся с теодолитом в центре О каждой опоры (рис. 102):

разбивка направления опор на кривой

измеряют угол между тремя центрами опор и, разделив этот угол пополам, получают направление on оси опоры или провешивают хорду rs (см. рис. 102), соединяющую центры опор, соседние с данной опорой О, находят середину этой хорды и восстанавливают к ней эккером перпендикуляр nm, дающий искомое направление оси опоры.

Если опоры расположены на неравных расстояниях, то следует разбить на кривой симметрично относительно каждой опоры вспомогательные точки, используемые для разбивки направления осей опор, как это описано выше.

Разбивку основных осей АВ и DE (см. рис. 101) следует проверить.

Для этого определяют по пикетажному положению середины С (рис. 103):

разбивка оси опоры на кривой от тангенса

разбиваемого моста и начала кривой НК расстояние до оси моста от начала кривой НК.

По длине кривой (удвоенному расстоянию) и ее радиусу находят из таблиц соответствующие значения тангенса T, биссектрисы Б и угла поворота а.

После этого на местности отмеряют от начала кривой найденную длину Т.

Здесь в точке F ставят теодолит и разбивают биссектрису угла, для чего откладывают при помощи теодолита от линии тангенса угол, равный 90-(α/2) Направление оси трубы при правильной разбивке будет указывать на разбитые ранее точки С, D и обозначающие направление поперечной оси моста.

Длина FC должна быть равна биссектрисе Б. Положение же точек А и В можно проверить путем разбивки их с помощью таблиц способом ординат относительно начала кривой НК.

Все вышеописанные действия предполагают, что разбивка производится в суходоле или ширина водотока не превышает 1 м.

Если же река шире, то во всех местах установки кольев и свай следует предварительно на сваях или козлах устроить простейшие подмости.

Во втором случае, когда нужно разбить ось места на протрассированном и закрепленном пикетажем обходном пути, также начинают работу с восстановления продольной оси сооружения.

Для этого нужно отыскать на местности установленные при трассировании угловые столбы на углах поворота.

Ось моста определяется двумя вершинами углов поворота за противоположными концами моста.

Между этими двумя точками провешивают ось моста, как это описано выше в первом случае. Так же, как там описано, разбивают и закрепляют поперечную ось моста.

Разбивка же осей сооружения на обходе, расположенном на кривой, ничем не отличается от случая расположения моста на кривой основного пути.

§

Рубрика статьи: Геодезия

Поделиться: ...