Разбивка стрелочной улицы — полевые геодезические работы при переносе проекта на местность

Реестр кадастровых инженеров на карте

Различают два случая разбивки стрелочной улицы:

  • первый — примыкающей к прямолинейному основному пути;

  • второй — примыкающей к криволинейному основному пути.

Примыкание стрелочной улицы к прямолинейному основному пути возможно по трем вариантам (рис. 94):

  1. варианты укладки стрелочной улицы
    первый — стрелочная улица примыкает к основному пути под углом крестовины перевода, укладываемого на основном пути (рис. 94, а),

  2. второй — марка крестовины на основном пути отличается от марки крестовин переводов, укладываемых на стрелочной улице (рис. 94, б), и, наконец,

  3. третий — стрелочная улица направлена под большим углом к основному пути, чем угол крестовины перевода на основном пути и переводов, располагаемых на стрелочной улице (рис. 94, в).

Первый вариант

Первый вариант этого случая — самый простой. В проекте обычно указано расположение центра перевода на основном пути относительно оси станции или от стыка рамного рельса ближайшего существующего на этом пути стрелочного перевода.

Если проект укладки стрелочной улицы составлен по плану, специально снятому для проекта развития станции, то можно для удобства разбивки показать на чертеже расположение стрелочного перевода, укладываемого на примыкании улицы к основному пути, от ближайшей точки плановой основы, установленной при съемке станции.

Иногда указывается положение не центра перевода, а положение математического центра крестовины или стыка рамного рельса.

Кроме проекта укладки улицы, надо иметь чертеж стрелочного перевода или выписку из него всех размеров для разбивки: длину перевода от стыка рамных рельсов до стыка пригоночных рельсов за крестовиной, расстояния от стыка рамных рельсов до остряков, до центра перевода и до математического центра крестовины, положение конца крестовины.

Далее надо иметь положение и величину ординат для разбивки переводной кривой и ширину колеи в характерных местах.

Для разбивки желательно иметь теодолит, однако можно в менее ответственных случаях обойтись и без него.

Надо иметь обязательно пять вех, стальную мерную ленту длиной 20 м, которая при автоблокировке заменяется тросом Лукерьина длиной 50 м, а также стальную рулетку длиной 5—10 м с миллиметровыми делениями.

На пути с автоблокировкой стальная рулетка заменяется деревянной складной линейкой длиной 2 м.

Перед началом разбивки необходимо проверить правильность положения основного пути на прямой. Если он расстроен, то необходимо его тщательно отрихтовать.

После этого отмеряют от заданной исходной точки расстояние до центра перевода и закрепляют полученную точку колом, забитым точно по оси пути.

Все разбивочные работы, производимые для укладки стрелок, съездов и пересечений, нужно делать с точностью до ± 10 мм; поэтому мерные приборы должны быть проверены, а действия согласованы с этой точностью и выполняться с большой тщательностью.

Колья, закрепляющие результаты разбивки, должны быть забиты прочно, а верх их иметь правильную поверхность.

Кроме того, после забивки кола нужно расстояние до него проверить и забить в нужном месте гвоздь.

Если дано положение не центра перевода, а математического центра крестовины или переднего стыка рамного рельса, то нужно найти положение центра перевода.

Во всяком случае, кроме центра перевода, нужно обязательно также установить положение переднего стыка рамного рельса.

Если окажется, что указанное в проекте положение центра перевода и соответственно стыка рамного рельса потребует укладку рубок длиной менее 4 м, то стрелочный перевод примыкания улицы соответственно сдвигают вперед или назад до 2—2,5 м против указаний проекта.

Об этом следует поставить в известность составителей проекта, так как возможно есть соображения, по которым такая сдвижка нежелательна.

Когда положение центра перевода установлено и закреплено колом, переходят к разбивке стрелочной улицы.

На забитой точке В (рис. 94, а — в начале статьи) устанавливают и тщательно центрируют теодолит, а для его ориентирования по оси основного пути ставят веху А на расстоянии не менее 200 м.

Необходимо заметить, что как положение центра перевода, так и установка вехи для ориентирования теодолита должны быть выполнены с точностью до 5 мм.

При разбивке улицы под углом крестовины поступают следующим образом: при крестовине марки 1/9 угол равен 6°20'25", поэтому если теодолит при совмещении нуля верньера с нулем лимба был ориентирован на точку А (см. рис. 94, а), а улицу от точки В нужно разбить в направлении точки С, то поворачивают алидаду так, чтобы отсчет равнялся 180°—6°20'25" =173°39'35".

Если бы улицу нужно было у точки В направить на точку D, то отсчет на лимбе должен бы был равняться 186°20'25".

Если работают теодолитом с точностью отсчета в 1′, то для указанного выше случая поступают так: отбивают сначала угол при отсчете 173°39', выставляя по нити сетки трубы веху или шпильку на расстоянии 100—200 м.

Правильность угла следует проверить повторной отбивкой с постановкой вехи после поворота трубы через зенит.

Верное направление соответствует середине между вехами. В эту середину ставится веха и на нее ориентируется нить сетки трубы при отсчете 173°39'.

Затем изменяют отсчет на 1 мин, в данном случае увеличивают его до 173°40'.

Нить сетки сместится с вехи на некоторое расстояние d; его измеряют, выставив предварительно рядом с вехой шпильку в створе визирования.

Очевидно, что для получения угла стрелочной улицы выставленную веху для угла 173°39' нужно сдвинуть на величину:

для получения угла стрелочной улицы

в сторону возрастания счета делений на лимбе, т.е. в данном случае ближе к основному пути. В результате получим точку, которую нужно закрепить на направлении стрелочной улицы.

Описанное уточнение разбивки имеет смысл делать только в том случае, если на улицу выходит больше четырех путей. При меньшем числе путей разбивка не уточняется, но для контроля делается дважды.

Разбивку стрелочной улицы можно делать и без теодолита. Для этого от точки В — центра перевода — откладывают по прямому пути расстояние ВМ, кратное марке крестовины, например при 1/9—18 м или 27 м.

В точке М с помощью эккера или угольника откладывают в сторону ответвления пути соответственно 2 или 3 м и ставят точку N. Направление через точки В и N определит ось стрелочной улицы с точностью до нескольких минут.

На оси стрелочной улицы ВС разбивают центры стрелочных переводов согласно проектным расстояниям между ними.

Если они не указаны, а указана ширина междупутий, то расстояние между центрами переводов по улице можно определить делением этой ширины на синус угла крестовины.

Например, если расстояние между осями путей равно 5,3 м, а марка крестовин переводов равна 1/9, то расстояние между центрамипереводов будет равно:

расстояние между центрамипереводов

Второй вариант

При втором варианте первого случая укладки стрелки на основном пути, сначала устанавливают и разбивают направление ВС (рис. 94, б), как описано выше.

Далее можно поступить двояко:

  1. либо, отложив указанное в проекте расстояние BE до вершины угла поворота на стрелочную улицу, отбивают из точки Е теодолитом направлениеEG под углом γ к ВС,

  2. либо (для большей точности разбивки), отложив на основном пути расстояния BF до точки пересечения направления стрелочной улицы EG с осью основного пути, отбивают теодолитом от направления FA угол φ в направлении стрелочной улицы EG. Длина BF, если она не указана в проекте, получается из выражения:

Величина BE и углы φ и α будут даны в проекте укладки. Центры переводов Н и I и вершина угла К разбиваются от точки Е по данным проекта.

У вершин Е и К надо разбить кривые по данным проекта, пользуясь таблицами для разбивки кривых.

Третий вариант

Третий вариант (рис. 94, в) отличается от предыдущего тем, что после разбивки от точки F стрелочной улицы EG и центров переводов Н, I и К необходимо еще от этих центров разбить вершины углов М, M1 и М2 и кривые по указанным в проекте расстояниям и углам поворота у этих точек.

Эта разбивка может быть упрощена, если пути за вершинами М, M1, М2 и L параллельны основному пути АВ.

Тогда вместо откладывания у этих точек углов поворота угломерным инструментом нужно отмерить по проекту на основном пути расстояния до проекций точек М, M1, М2 и от оси основного пути по перпендикуляру отложить эти точки, определив расстояние до них из проекта укладки по ширине междупутий.

Примыкание стрелочной улицы к криволинейному пути

примыкание стрелочной улицы на кривой. укладка стрелки на прямой вставке.

Примыкание стрелочной улицы к криволинейному пути здесь рассматривается только в части укладки стрелочного перевода на основном пути. Укладка перевода в этом случае возможна по трем вариантам:

  • первый — когда стрелочная улица ответвляется во внешнюю сторону кривой, а переводная кривая стрелочного перевода направлена по основному пути (рис. 95). Такая укладка стрелочного перевода на главном пути обычно не допускается и не всегда осуществима;

  • второй — когда часть кривой на основном пути заменяется прямой вставкой, достаточной для укладки на ней стрелочного перевода, и двумя кривыми до и после прямой вставки меньшего радиуса (рис. 96). Выделение прямой вставки вызывает большую сдвижку оси основного пути;

  • третий — когда выделяются отдельно прямые вставки для рамных рельсов и для крестовины.

По двум последним вариантам примыкание стрелочной улицы возможно осуществлять как внутрь, так и наружу кривой.

При всех вариантах второго случая необходимо установить путем предварительной разбивки на месте возможный пункт укладки стрелочного перевода без рубок или с рубками допустимой длины и произвести тщательный обмер существующей кривой и расчет рихтовок, соответствующих схеме укладки.

По первому варианту

По первому варианту для определения положения центра перевода необходимо по таблицам для разбивки круговых кривых найти биссектрису АВ (см. рис. 95), соответствующую углу крестовины укладываемого перевода и радиусу кривой R.

Эту величину нужно в выбранном месте отложить от оси пути с учетом рихтовки во внешнюю сторону кривой; полученная точка явится центром перевода.

Если теперь от этой точки отложить в каждую сторону величину тангенсов кривой из таблиц и забить на оси пути точки С и D, то они укажут начало двух прямых, идущих от этих точек к вершине В (центру перевода), где они пересекаются под углом α, соответствующим марке крестовины.

Такая схема укладки перевода без обеспечения прямой вставки перед рамными рельсами возможна только на кривых радиуса не менее 400 м, а в пределе при укладке перевода марки 1/11 — не менее 350 м и марки 1/9 — 300 м.

По второму варианту

По второму варианту для примыкания стрелочной улицы необходимо, во-первых, установить длину прямой вставки для укладки перевода, если она не указана в проекте.

Она определяется длиной стрелочного перевода от переднего стыка рамного рельса до хвоста крестовины с добавлением удвоенной длины отвода возвышения наружного рельса кривой.

Задаваясь радиусом кривых примыкания к прямой вставке, получаем расчетом углы φ поворота этих кривых (см. рис. 96) по формуле:

расчет углов

Величина f сдвижки основного пути равна:

величина f сдвижки основного пути

Для разбивки стрелки примыкания необходимо установить, в зависимости от типа стрелочного перевода и направления его ответвления, положение концов М и N прямой вставки относительно точки В, показать колышками М′ и N их положение на оси пути относительно выбранного положения центра перевода В′ найти середину О′ и отсюда отложить в нужную сторону расчетную величину f сдвижки пути.

Направление прямой вставки для укладки пути будет параллельно разбитой линии MN.

Следовательно, если через точку О, указывающую величину сдвижки пути, разбить на местности параллельную MN линию, то она будет указывать положение прямой вставки после рихтовки и переукладки пути.

Чтобы эту линию разбить, нужно отложить от точек М′ и N величину:

где f — стрела изгиба кривой радиуса R основного пути при длине хорды l.

Эта стрела определяется по формуле:

Между полученными таким образом точками М и N нa местности провешивают линию и закрепляют колышком центр перевода В.

Затем у этой точки разбивают направление стрелочной улицы, как это изложено выше для первого случая.

По третьему варианту

По третьему варианту для укладки стрелки примыкания на кривой путь рихтуется и переукладывается так, чтобы получить отдельно прямые вставки для рамного рельса и для крестовины.

Расчеты такой укладки сложны и их нельзя делать на месте, поэтому укладка должна быть подробно рассчитана проектной организацией с указанием на чертеже всех необходимых размеров.

Сама разбивка на местности сводится к окончательному выбору точки примыкания, что изложено при рассмотрении первого случая, и к разбивке двух прямых вставок и центра перевода, аналогично описанному выше второму варианту разбивки на кривой.

Если пути, выходящие на стрелочную улицу, должны располагаться параллельно основному криволинейному, то примыкание такой улицы требует тщательного и сложного расчета в процессе проектирования.

Следовательно, разбивка их на местности возможна только на основе детально разработанного проекта, в котором приводятся все необходимые для разбивки размеры.

§

Рубрика статьи: Геодезия

Поделиться: ...